|
Суть дела: гражданин, с которым был заключен гражданско-правовой договор, обратился в суд с иском о признании отношений трудовыми, заключении трудового договора, восстановлении на работе, взыскании зарплаты за время вынужденного прогула и пособия по беременности и родам, компенсации морального вреда. Свои требования он мотивировал фактическим наличием трудовых отношений с работодателем.
Решение суда в пользу работника.
В рамках гражданско-правовых отношений лицо, являющееся исполнителем (подрядчиком, поверенным, агентом, автором и др.), самостоятельно организует деятельность по выполнению предусмотренных договором обязательств (определяет необходимые условия труда, планирует время, необходимое для выполнения работы, характер и объемы работ за определенный период и т.п.). Лицо, выполняющее работы по гражданско-правовому договору, не обязано подчиняться действующим у заказчика (доверителя, принципала и др.) Правилам внутреннего трудового распорядка.
Отличительными признаками трудового договора являются в том числе обязанности работодателя обеспечить работнику соответствующие условия труда, с установленной периодичностью выплачивать работнику зарплату за выполнение им трудовых функций, а также соблюдение работником Правил внутреннего трудового распорядка.
Суд признал отношения, возникшие между сторонами на основании гражданско-правового договора, трудовыми. Проанализировав все обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что фактически между сторонами сложились трудовые отношения. К числу признаков, которые указывали на трудовые отношения между сторонами, относились следующие (на основе анализа нескольких аналогичных дел):
– работа носила постоянный характер;
– было предоставлено постоянное рабочее место;
– гражданско-правовые договоры на оказание услуг заключались ежемесячно (систематически). В частности, предметом одного из споров были отношения юридического лица и граждан, имевших статус индивидуальных предпринимателей, на основании договоров возмездного оказания услуг. Поскольку договоры носили не разовый, а систематический характер, суд признал сложившиеся между сторонами отношения трудовыми;
– работа имела признаки непрерывно выполняемой трудовой функции либо гражданин прямо выполнял оговоренную с работодателем трудовую функцию. Так, по одному из договоров на оказание услуг в обязанности исполнителя входила регистрация организационно-распорядительных документов организации посредством автоматизированных систем, контроль за их исполнением. Помимо непосредственных обязанностей в течение рабочего дня гражданин выполнял прямые указания руководителя;
– гражданин лично выполнял порученную ему работу;
– гражданин подчинялся Правилам внутреннего трудового распорядка;
– гражданин работал по графику работы предприятия;
– продолжительность рабочего времени в день составляла восемь часов либо меньшее количество часов в соответствии с графиком работы;
– гражданин выполнял работу с использованием оборудования организации, в ее помещении;
– труд гражданина был возмездным, присутствовали признаки получения регулярных выплат, подобных зарплате.
Подтверждение: определения Верховного суда РФ № 5-КГ18-259 от 14 января 2019 г., № 302-КГ17-382 от 27 февраля 2017 г., апелляционные определения Красноярского краевого суда № 33-1157/2015, А-9 от 9 февраля 2015 г., Верховного суда Республики Татарстан № 33-18431/2015 от 7 декабря 2015 г.
Чтобы избежать риска переквалификации гражданско-правового договора в трудовой, при заключении гражданско-правового договора и дальнейшем оформлении следует избегать понятий, присущих исключительно трудовым отношениям (например, работодатель, работник, зарплата, премия, отпуск и т.п.), а также включения в гражданско-правовой договор положений, указывающих на признаки трудового договора.
Необходимо учитывать, что в некоторых случаях суды не переквалифицируют гражданско-правовой договор, содержащий отдельные признаки трудового, в трудовой договор.