Роялти

Вопрос:

Организация на УСН, занимается разработкой и продажей программного обеспечения. Продали в Казахстан лицензию (неисключительное право) Заказчик прислал вот такое письмо: "У меня возник вопрос по налогообложению предоставленной Вами нам лицензии и использовании ПО. По нашему законодательству. думаю и по Вашему тоже, при использовании ПО возникает такой налог как роялти. В договоре должно было быть указано кто из нас его платит, но в договоре ничего не сказано по этому поводу. Поясните пожайлуста как Вы отчитываетесь перед налоговой за данную сделку. Возможно Вы сами платите роялти, тогда во избежание двойного налогооблажения у нас он не возникает" Вопрос: Является ли оплата за лицензию (неисключительное право) роялти? Если да, то кто его должен платить?

С тем, что лицензионные платежи - это роялти, уплачивается налог (не более 10%) в Казахстане, а наша организация платит единый налог УСН я разобралась. Подскажите, пожалуйста, если роялти облагаются налогом в Казахстане и там уплачивается налог, то Заказчик оплачивает всю сумму за программное обеспечение или за минусом 10%?

Оплата за программное обеспечение была произведена Заказчиком в порядке предварительной оплаты в размере 100% от суммы по договору, надо ли ему возвращать 10%, чтобы он оплатил налог? Или я чего то не понимаю....

Ответ:

Да, роялти – это сумма вознаграждения правообладателю (лицензиару) за пользование программным обеспечением лицензиатом по договору. С суммы вознаграждения лицензиар самостоятельно в общем порядке уплачивает налоги в бюджет в рамках применяемого режима налогообложения (то есть в данном случае – единый налог при УСН). При этом доходы лицензиара – резидента России от предоставления права пользования программным обеспечением резиденту Казахстана могут облагаться налогом на доходы в Республике Казахстан (если это предусмотрено налоговым законодательством Казахстана), но налог на доходы, взимаемый в такой ситуации, не должен превышать 10 процентов. Кроме того, если налогообложение таких операций НДС предусмотрено налоговым законодательством Казахстана, то возможно удержание НДС казахстанским контрагентом.

При расчете единого налога при УСН нужно учитывать:
доходы от реализации;
внереализационные доходы.
Полученные авансы также учитываются в составе доходов.
Подтверждение: п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ.

Исключение: не нужно учитывать поступления в виде необлагаемых доходов.

Кроме того, в определенных случаях доходы нужно уменьшить на сумму авансов, которые продавец (исполнитель) товаров (работ, услуг) вернул покупателю (заказчику) .

Включать в налогооблагаемую базу нужно как доходы, полученные в России, так и доходы от источников за пределами России без включения в них сумм косвенных налогов, уплаченных на территории иностранного государства. При этом зачесть прямой налог (аналогичный налогу на прибыль), который был удержан в иностранном государстве, в счет уплаты единого налога при УСН нельзя. Объясняется это тем, что, как правило, соглашения об избежании двойного налогообложения не распространяют свое действие на данный спецрежим.
Подтверждение: письмаМинфина России № 03-08-05 от 25 марта 2009 г., ФНС России № ЕД-4-3/9681 от 13 июня 2012 г.

Вывод: доходы в виде роялти организации – лицензиара на УСН учитываются при налогообложении в общем порядке.

Прямые налоги, которые организация уплачивает за границей (в том числе удержаны налоговым агентом), учитывать при УСН нельзя (в т. ч. путем зачета в счет уплаты УСН). Это связано с тем, что устранение двойного налогообложения производится на основании норм соответствующих международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Согласно нормам таких соглашений двойное налогообложение устраняется в отношении тех налогов, на которые распространяются соглашения. Единый налог при УСН не является идентичным или по существу аналогичным налогам, на которые, как правило, распространяются соглашения об избежании двойного налогообложения.
Кроме того, гл. 26.2 Налогового кодекса РФ не содержит специальных норм об устранении двойного налогообложения.
Подтверждение: письмо Минфина России № 03-08-13/31219 от 31 мая 2016 г.

Между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан действует Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18 октября 1996 г.

Термин "роялти" для целей применения Конвенции означает платежи любого вида, получаемые в качестве вознаграждения за пользование или предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая компьютерные программы, кинематографические и телевизионные фильмы, видеофильмы или записи для радио и телевидения, любой патент, торговую марку, дизайн или модель, план, секретную формулу или процесс, или за информацию (ноу - хау), касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта, и платежи за пользование или предоставление права пользования промышленным, коммерческим или научным оборудованием.

Положениями ст. 12 "Роялти" Конвенции предусмотрено, что роялти, возникающие в договаривающемся государстве и выплачиваемые резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве. Однако такие роялти также могут облагаться налогом в договаривающемся государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого государства, но если получатель и фактический владелец роялти является резидентом другого договаривающегося государства, то налог, взимаемый таким образом, не должен превышать 10 процентов общей суммы роялти.

Вывод: доходы лицензиара – резидента России от предоставления права пользования программным обеспечением резиденту Казахстана могут облагаться налогом на доходы в Республике Казахстан (если это предусмотрено налоговым законодательством Казахстана), но налог на доходы, взимаемый в такой ситуации, не должен превышать 10 процентов.

Что касается НДС, то для целей расчета данного налога местом реализации операций по предоставлению российской организацией на основании лицензионного договора неисключительных прав на программу для ЭВМ хозяйствующим субъектам государств – членов ЕАЭС (в том числе Казахстана) территория России не признается. Местом реализации таких операций признается территория Республики Казахстан. Поэтому если налогообложение таких операций НДС предусмотрено налоговым законодательством Казахстана, то возможно удержание НДС казахстанским контрагентом.
Подтверждение: (п. 28, абз. 6 пп. 4 п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов в ЕАЭС, письмо Минфина России № 03-07-13/1/64870 от 11 ноября 2015 г.).

Поскольку речь идет об удержании налога из дохода лицензиара, то за минусом 10 процентов.

Дополнительно отметим следующее. Для целей применения УСН датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод) (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ). Если при выплате вознаграждения лицензиат удерживает налог на доходы в соответствии с законодательством Республики Казахстан, то при получении лицензионного платежа задолженность лицензиата погашается в полной сумме, включая сумму удержанного налога на доходы. Следовательно, в целях расчета единого налога при УСН роялти учитываются организацией в составе доходов на дату получения денежных средств от иностранной организации в полном размере, включая сумму удержанного налога с дохода.

Возвращать сумму неудержанного иностранным покупателем налога организация вправе, но не обязана (если иное не указано в договоре).

Объясняется это тем, что российская организация – лицензиар не состоит на учете в налоговых органах Республики Казахстан и взыскать с нее недоимку возможность отсутствует.

При этом доходы в виде роялти организации – лицензиара на УСН учитываются при налогообложении в общем порядке во всей сумме, предусмотренной договором. Обоснования данного вывода приведены в предыдущем ответе.

Соответственно, налоговых рисков у лицензиара при неуплате налога с суммы роялти в бюджет Казахстана не возникает.

Например, на практике, в обратной ситуации, когда российский заказчик ошибочно не удерживает с доходов иностранного исполнителя причитающийся к уплате в бюджет российский налог на прибыль, налоговая инспекция настаивает на необходимости уплаты этого налога российским заказчиком за счет собственных средств (письмо ФНС России № СА-4-7/16692 от 22 августа 2014г.). Это объясняется тем, что иностранный исполнитель не состоит на учете в налоговых органах РФ и взыскать с него недоимку невозможно.

Такой же позиции придерживаются и суды (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 30 июля 2013 г.).

Если аналогичные нормы (позиции) есть в налоговом законодательстве Казахстана (у контролирующих ведомств, судов Казахстана), и если лицензиар не вернет иностранному лицензиату часть роялти в виде налога для его уплаты в бюджет Республики Казахстан, то последнему (если это предусмотрено законодательством Республики Казахстан) придется уплатить налог за счет собственных средств. То есть последствия для лицензиата – казахской организации зависят от положений налогового законодательства Казахстана.

Данный ответ подготовлен на основании информации, содержащейся в вопросе. Если в вопросе имелась в виду другая ситуация, необходимо ее конкретизировать, изложив как можно более подробно. В таком случае ответ может быть получен с большей долей точности.

Актуален на 30.08.2016


Узнать подробнее про:

Чтобы прочитать статью
полностью, пожалуйста,
зарегистрируйтесь