Вопрос:
01.10.15. был заключен договор купли-продажи (мы продавцы). 30.10.15. получен ПСМ (товар импортный, из Китая). 09.11.15 реализация данного товара. 23.12.15 корректировка таможенной стоимости данного товара в сторону увеличения. Доплаченный в таможню НДС в связи с КТС мы поставили на вычет и подали на возмещение из бюджета. НО! Налоговая с нами не согласно, утверждая что мы этот НДС должны допредъявить покупателю, а не возмещать из бюджета. НО! реализация прошла 09.11.15. и покупатель на новую цену соответственно не согласен. Расторжение сделки не выгодно ни нам, ни им. Законно ли требование налоговой?
Ответ:
Требование налоговой инспекции незаконно.
Законодательство предусматривает возможность корректировки таможенной стоимости товара в случае выявления фактов ее занижения (завышения) как на этапе таможенного оформления, так и после выпуска товара в соответствии с заявленным таможенным режимом. Формы корректировки таможенной стоимости являются неотъемлемой частью таможенной декларации.
Подтверждение: ст. 68 Таможенного кодекса таможенного союза , Порядок, утв. Решением комиссии таможенного союза № 376 от 20 сентября 2010 г.
Соответственно, если корректировка произошла на этапе таможенного оформления, то при соблюдении всех установленных законодательством условий для вычета НДС по импортным товарам организация (индивидуальный предприниматель) вправе учесть корректировку таможенной стоимости и принять фактически уплаченную сумму налога к вычету.
Подтверждение:п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ, письмо УФНС России по г. Москве № 16-15/072132 от 8 июля 2010 г.
В случае, когда таможенное ведомство произвело корректировку таможенной стоимости после представления декларации с заявленным к вычету налогом, порядок действий зависит от того, уменьшилась или увеличилась после корректировки таможенная стоимость.
Если таможенная стоимость увеличилась, то заявить вычет по сумме НДС, доплаченной после корректировки, налогоплательщик вправе в периоде, в котором получены документы, подтверждающие уплату скорректированного налога ( письмо Минфина России № 03-07-08/239 от 25 июля 2011 г.).
При этом статья 160 Налогового кодекса РФ (которой определен порядок формирования налоговой базы при ввозе товара в РФ) не применяется для определения налоговой базы при реализации импортированных товаров на территории РФ .
Подтверждение: письмо ФНС России № 03-3-06/2423/35 от 1 декабря 2004 г.
ФНС России вправе проверять правильность применения цен реализации только поконтролируемым сделкам ( ст. 105.17 Налогового кодекса РФ) и исключительно для целей контроля полноты расчета и уплаты строго ограниченных налогов:
– налога на прибыль;
– НДФЛ (только в части дохода, полученного индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами и другими лицами, занимающимися частной практикой);
– НДПИ (только если одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ по ставке, установленной в процентах);
– НДС (только если одна из сторон сделки не является плательщиком НДС либо освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС).
Подтверждение: п. 4, 13 ст. 105.3 Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем цены в сделках между взаимозависимыми лицами, которые не признаются контролируемыми, вправе проверить территориальная налоговая инспекция в ходе камеральной (выездной) проверки. Но только если в рамках такой проверки она выявит и сможет доказать факт получения необоснованной налоговой выгоды вследствие, например, уменьшения налоговой базы посредством манипулирования ценами в сделках. Это не противоречит абз. 3 п. 1 ст. 105.17 Налогового кодекса РФ , поскольку данная норма запрещает проверять цены в ходе камеральных (выездных) проверок только в отношении контролируемых сделок.
Цены в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными, и, как следствие, такие доходы для целей налогообложения не могут быть скорректированы ( абз. 3 п. 1 ст. 105.3 Налогового кодекса РФ ).
Подтверждение: письма Минфина России № 03-02-07/1-316 от 26 декабря 2012 г. , № 03-01-18/8-145 от 18 октября 2012 г. (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России № ЕД-4-3/18615 от 2 ноября 2012 г. ), ФНС России № ЕД-2-13/710 от 16 июня 2015 г., № ЕД-4-2/18674 от 16 сентября 2014 г.
Судебная практика
Факт реализации товаров по цене ниже таможенной стоимости не имеет правового значения, поскольку таможенная стоимость применяется исключительно для таможенных целей и не может быть использована в качестве ориентира рыночной цены. Соответственно, она неприменима для исчисления НДС по операциям, связанным с реализацией товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке РФ.
Подтверждение: постановления ФАС Уральского округа № Ф09-8953/11 от 25 января 2012 г. по делу № А07-1422/2011, Арбитражного суда Поволжского округа от 5 сентября 2014 г. по делу № А06-7687/2013.
По мнению налоговой инспекции, организация, уплатив НДС с учетом произведенной корректировки таможенной стоимости, признала, что изначально указанные цены были занижены. При этом налоговая инспекция исходила из того, что реализация ввезенного товара по цене ниже таможенной стоимости свидетельствует о наличии признаков недобросовестности в действиях налогоплательщика с целью занижения (сокрытия) выручки. По мнению инспекции, в данном случае общество создано только для оформления ввоза импортной операции и выступает в качестве искусственно посредника, созданного для получения выгоды; у общества отсутствуют необходимые условия для достижения результатов экономической деятельности в силу отсутствия технического и складского персонала, основных и транспортных средств. Товар доставлялся транспортными средствами, принадлежащими поставщику (инопартнеру), до таможни, затем, после таможенной очистки, тем же транспортом направлялся покупателю.
Однако суд отметил, что общество как налогоплательщик при планировании финансового результата от заключения сделки и определения размера ожидаемой прибыли не могло знать о том, что таможенная стоимость ввезенного товара будет увеличена таможенным органом в результате корректировки, и, как следствие, изменится цена сделки . Обжалуемые обществом решения инспекции не содержат анализа цены на товар на внутреннем рынке. Налоговая инспекция анализ цен на товар не провела; довод о том, что при реализации товара на российском рынке общество применяло цены ниже рыночных, создавая тем самым условия для получения необоснованной налоговой выгоды, не обосновала.
Само по себе превышение скорректированной таможенной стоимости товара над ценой реализации товара на внутреннем рынке не свидетельствует о получении обществом необоснованной налоговой выгоды. Доказательства согласованности действий участников сделки, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, налоговая инспекция в ходе проверки не получила и в суд не представила. Инспекция не представила доказательства того, что общество получает доход преимущественно (или исключительно) за счет предъявления НДС к вычету из бюджета.
Суд пришел к выводу о том, что корректировка таможенной стоимости сама по себе не лишает налогоплательщика права на получение возмещения НДС, поскольку для оценки добросовестности нужно учитывать затраты, фактически понесенные налогоплательщиком при совершении налогооблагаемых операций по ввозу товара, наличие либо отсутствие прибыли в условиях реальной цены контракта, а также иные обстоятельства, свидетельствующие о реальности экономической деятельности, направленной на получение прибыли.
Подтверждение: постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № Ф08-5803/2015 от 28 августа 2015 г. по делу № А32-26132/2014.
Вывод: требование налоговой инспекции о том, что организация должна допредъявить сумму НДС покупателю, а не возмещать из бюджета, незаконно. Отказ в вычете можно оспорить в суде за исключением случая, когда налоговая инспекция соберет доказательства получения организацией необоснованной налоговой выгоды.
Актуально на дату: 18.02.2016