Вопрос:
Мы занимаемся экспортом и возмещаем НДС. Закупаем товар в России, получаем от поставщика накладную Торг-12 и счет-фактуру. В рамках камеральной проверки инспектор запрашивает экземпляры документов от нас и от поставщика. В результате оказывается, что документы (ТОРГ-12) под одним номером подписаны разными подписантами (как с нашей стороны, так и со стороны поставщика). Позиция инспектора- доказать, что товар мы не приобретали и отказать в возмещении НДС. Является ли доказательством того, что товар не закупался разные подписи на документах с одним номером? Является ли это поводом для отказа в возмещении? Просьба сослаться на нормативную базу.
Ответ:
Сам по себе данный факт поводом для отказа в вычете (возмещении) НДС не является. Однако в совокупности с другими обстоятельствами, которые могут указывать на нереальность осуществления сделки, такой отказ может быть обоснован. При этом заранее установленных доказательств не существует.
В общем случае для принятия плательщиком к вычету НДС, предъявленного продавцом (исполнителем) при приобретении имущества (работ, услуг, имущественных прав), должны одновременно соблюдаться следующие условия:
– имущество (работы, услуги, имущественные права) приобретено для операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, или для перепродажи ;
– в наличии имеется правильно оформленный счет-фактура , выставленный продавцом (исполнителем);
– имущество (работы, услуги, имущественные права) принято на учет , что подтверждено документально .
Подтверждение: п. 2 ст. 171 , п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ.
Одновременное выполнение последних двух условий можно подтвердить также универсальным передаточным документом (УПД) (в т. ч. по рекомендательной форме со статусом документа "1" ) ( п. 1 письма ФНС России № ЕД-4-15/5702 от 4 апреля 2016 г. ).
Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли лицами, зарегистрированными в установленном порядке.
Подтверждение: ст. 2 Гражданского кодекса РФ.
Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом следует учитывать, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:
- невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
В случае наличия особых форм расчетов и сроков платежей, свидетельствующих о групповой согласованности операций, суду необходимо исследовать, обусловлены ли они разумными экономическими или иными причинами (деловыми целями).
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Подтверждение: п. 4-5 Постановления Пленума ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 г.
Дополнительная информация по данному вопросу содержится в Сервисе по ссылке:
https://www.moedelo.org/Pro/View/Questions/111-21235
Поэтому организации необходимо подтвердить реальность сделки, в т.ч. в случае спора в арбитражном суде.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств .
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы .
Арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.
Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Подтверждение: ст. 71 АПК РФ.
Так, поводом для отказа в вычете НДС может являться отсутствие реальных хозяйственных операций, т.е. сделка по поставке товара носит исключительно формальный характер, существует только в виде составленных двумя взаимозависимыми лицами первичных документов (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа № Ф04-16066/2015 от 11 марта 2015 г.).
Данный ответ подготовлен на основании информации, содержащейся в вопросе. Если в вопросе имелась в виду другая ситуация, необходимо ее конкретизировать, изложив как можно более подробно. В таком случае ответ может быть получен с большей долей точности .
Актуален на 22.07.2016